Приветствую Вас Гость | RSS
Суббота, 20.04.2024, 01:36

Государственное бюджетное специальное (коррекционное) общеобразовательное учреждение Республики Хакасия для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья "Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа - интернат III - IV видов"

Официальный сайт
Форма входа

Каталог файлов

Главная » Файлы » Мои файлы

«Интеграция искусств на уроках чтения как средство развития творческого воображения младших школьников в коррекционной школе 8 вида»
[ Скачать с сервера (28.0 Kb) ] 12.04.2011, 12:28
 

РГОУ «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат 3, 4 видов»











«Интеграция искусств на уроках чтения как средство развития творческого воображения младших школьников в коррекционной школе 8 вида»















Подготовила:

Малыхина Н.Г.











«Воображение не может иметь иной базы, кроме сенсорной»

Так отмечала связь сенсорного развития с развитием воображения Мария Монтессори. Ведь утонченные органы чувств могут выделять малозаметные свойства, детали объектов  внешнего мира, которые послужат прекрасной основой для создания необычного образа.  

Проблема развития воображения у детей актуальна тем, что этот психический процесс влияет на познавательную деятельность школьников. По причине особенностей развития умственно отсталого ребенка его познавательная деятельность находится на низком уровне.

Развитие творческого воображения, как способности создавать чувственные мыслеобразы, интенсивнее происходит на уроках искусства (литературы, музыки, изобразительного искусства). Более продуктивно процесс развития творческого воображения, осуществляется в интегрированном преподавании предметов искусства.

На основе изучения работ А.Л. Вагнера, С.Я. Рубинштейна, Ж.И. Шиф и других мы выявили, что «умственная отсталость» – это стойкое, необратимое, длительное нарушение познавательной деятельности, вызванное органическим повреждением коры головного мозга. А так же сделали вывод: умственно отсталый ребенок может развиваться и обучаться, но только при соответствующей организации коррекционно-развивающего обучения.

Рассмотрев проблему развития воображения у нормально развивающихся младших школьников, с целью сравнения с особенностями воображения умственно отсталых младших школьников можно выявить наличие трудностей при воссоздании словесных и наглядных образов; отсутствие творчества и ряд специфических особенностей, связанных с нарушением регуляторных механизмов в структуре умственной отсталости.

Определяющими в нашей работе стали понятия воображения и творческого воображения Л.С. Выготского.

Воображение – это аналитико-синтетическая деятельность, которая осуществляется под направляющим влиянием сознательно поставленной цели, либо чувств, переживаний, которые владеют человеком в данный момент и реализуется в виде образов, представлений, идей, созданных на основе образов восприятий, памяти, а также знаний.

Творческое воображение – это психическая деятельность, состоящая в создании представлений и мысленных ситуаций, никогда в целом не воспринимавшихся человеком в действительности.

Средствами развития воображения у детей в учебном процессе является дидактические игры, творческие задания, произведения искусства.

Во время проведения работы на тему «Интеграция искусств на уроках литературного чтения как средство развития творческого воображения младших школьников в коррекционной школе VIII вида», мы рассмотрели значение интеграции искусств в развитии творческого воображения.

За основу понимания интеграции как процесса мы взяли определение Бориса Петровича Юсова. Интеграцию он трактует как «…раскрытие внутреннего родства разнообразного художественного проявления и перевод, перенос, преображение данной художественной формы в другую художественную модальность – цвета в звук, звука – в пространство, пространства – в мерность строки стихотворения …»

В нашей работе в качестве рабочего определения интеграции, мы взяли следующее определение: «Интеграция - это процесс объединения разрозненных компонентов в целое, их взаимопроникновение, устанавливающее внутренние, смыслообразующие связи содержания различных искусств и детского художественного творчества».

Работу по развитию творечского воображения средтвами интеграции искусств я провожу на базе специальной (коррекционной) общеобразовательной школы – интерната III, IV видов г. Абакана в коррекционном классе 8 вида.

С целью определения уровня развития творческого воображения у учащихся коррекционного класса VIII вида можно использовать следующие методики:

1. Теста Э.П.Торренса «Неполные фигуры».

2. Методики «Вербальная фантазия»

3. Методики «Что это?» (пятно Роршаха)


Опираясь на полученные данные, мы проводим целенаправленную работу по развитию творческого воображения на основе интегрированных форм работы. В нашем случае была проведена серия уроков по чтению с использованием интеграции искусств, включающей в себя музыку и живопись.

Каждому тексту соответствовало специально подобранное музыкальное произведение и зрительный ряд, отвечающий теме урока.

Представим обзор уроков чтения, проведённых в классе с использованием произведений смежных видов искусства (музыки и живописи).





Тема 1. «Звук и буква Ж, ж. Чтение предложений и текста.» (Повторение)

Урок начался с обсуждения темы и целей, актуализации знаний, подготовке к чтению текста. Прослушивание музыкального фрагмента из оперы Н.А. Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане» («Полет шмеля»). Дети представляли, слушая музыку, насекомых, характеризуя звук. По заданию учителя дети «жужжат», подражая шмелю, показывают под музыку, как он летает (создают пластический этюд), находят сходство направления полёта с буквой «ж». После этого проводилась работа с текстом. Завершился процесс работы с текстом творческим заданием «Узор для жука». После подведения итога была оформлена выставка детских работ.

Тема 2. «Звук и буква Д, д . Чтение предложений и текста». (Повторение)

Урок начался с постановки темы и целей урока. Совместно с ребятами просмотрели сухие цветы, и по заданию каждый из ребят взял в руки тот пучок веток, лист, или веточку, которым он себя представил. Прослушивание фрагмента музыкальной композиции П. И. Чайковского «Вальс цветов» (из балета Щелкунчик). Провели творческую работу по соотнесению прослушанного фрагмента с цветом и линией. Далее мы приступили к созданию пластического этюда «Букет», танцуя под музыку.

Затем, мы обсудили, где можно увидеть такие букеты, организовали работу: звуко-буквенный анализ слова «сад», выделение изучаемых буквы и звука, чтение слогов, слов, чтение рассказа «Сад», работа над ним и с иллюстрацией в учебнике. Затем была проведена работа по репродукции картины «Бабушкин сад» В. Поленова. Совместно с детьми подвели итог о сходстве картины и музыки, подвели детей к восприятию картины и музыки в цвете и к характерной передаче сюжетов линией.

Далее была проведена коллективная работа у доски – изображение сада цветными мелками, описание выполненной работы учащимися (словесное рисование). Подведение итога урока.

Тема 3. «Стихотворение "Ветхая избушка” А. Блок».

Урок начался с обсуждения темы и целей, актуализации знаний, подготовке к чтению текста. Рассматривания детьми оформления класса и вывод, о чём в дальнейшем пойдет речь на уроке. Далее прослушивание фрагмента музыкального произведения А. Вивальди из цикла «Времена года – allegro non molto». Обсуждение прослушанного, соотнесение характера музыки и литературного произведения, выделение общего в музыкальном произведении и тексте. Работа с наглядным материалом (К.Кустодиев «Зима»,

С.В. Саврасов «Зима»). Из предложенного зрительного ряда, где зима разная по состоянию и настроению, дети выбрали тот пейзаж, в котором зима звучит той же музыкой. Далее учителем прочитаны поэтические строки, которые нацелили на дальнейшую деятельность – рисование мелками морозных узоров, с последующей работой над детскими рисунками.

Тема 4. «Курица и Лисица».

Постановка темы и целей урока. Актуализация ранее изученного материала. Чтение текста «Курица и лисица». Работа с текстом. Прослушивание фрагментов музыкальных произведений Э. Грига «The morning» (last), И. С. Баха «Toccata and fugue in D-minor» и соотнесение прослушанного с первой и второй частью рассказа. Затем ребята придумали продолжение к рассказу, если бы в конце играла первая мелодия. Дети были очень активны и увлечены работой, каждый старался придумать своё необычное заключение и у них это получилось.

Конечно, это представлена далеко не вся проведенная работа.

Наблюдения за детьми показали, что они стали более свободными в выборе сюжета, композиции, изменилось цветовое сочетание, работы стали более оригинальными. Также мы наблюдали положительные изменения в эмоционально-волевой сфере, что является немаловажным в процессе обучения детей коррекционного класса. Таким образом, мы наблюдаем положительную динамику в развитии творческого воображения детей, а так как, повторю сказанные в начале моего выступлния слова: «Воображение не может иметь иной базы, кроме сенсорной», мы можем говорить о положительной динамике сенсорного развития.





Категория: Мои файлы | Добавил: тигра
Просмотров: 1250 | Загрузок: 75 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Поиск
Block title
Block content

Copyright MyCorp © 2024
Бесплатный хостинг uCoz