Игра
Игра – исторически
сложившееся общественное явление,
самостоятельный вид деятельности,
свойственный человеку.
Большинство
игр связано с двигательной активностью,
проявляющейся в форме творческого
соревнования в постоянно меняющихся
условиях, ограниченных установленными
правилами.
Игра является
важным условием успешного воспитания
и развития слабовидящего ребенка.
Игра должна
соответствовать возрасту, быть
увлекательной и самое главное
способствовать умственному и духовному
развитию, т.е. должна быть творческой.
Она способствует созданию у слабовидящих
детей эмоционального настроя, вызывает
положительное отношение к выполняемой
деятельности, улучшает общую
работоспособность, дает возможность
многократно повторить одни и те же
действия без монотонности и скуки.
Не каждый
слабовидящий ребенок открыт к творчеству,
например из-за недоразвития памяти,
внимания, воображения. Поэтому для
коррекции указанных недостатков
разработаны развивающие игры (головоломки,
оригами, словесные игры), способствующие
развитию у детей мышления, способности
к анализу и синтезу, коррекции
эмоционально-волевой сферы, пространственных
отношений, развитию конструктивных
умений и творчества, воспитанию у
учащихся наблюдательности, обоснованности
суждений, привычки к самопроверке.
Например, словесная игра «Снежный ком»,
непосредственно направленная на развитие
памяти и внимания. Суть ее заключается
в том, что в процессе игры рождается
либо рассказ, либо стихотворение с
повторением последнего предложения
вместе с уже ранее сказанными. «Новый
слой» как бы «налипает» на старую основу.
Выигрывает тот, кто сумеет сочинить и
повторить как можно больший фрагмент
текста («скатает самый большой снежный
ком»). Дети с нарушением зрения очень
чувствительны, эмоциональны. Часто они
не умеют играть и работать в коллективе.
Игры помогают воспитывать в них чувство
коллективизма, сопереживать, радоваться
не только своим успехам, но и успехам
своих товарищей, оценивать свои и чужие
знания, сдерживать эмоции и делать
выводы. Игра – метод косвенного
воздействия на личность в целях коррекции
поведения, в приобретении гуманных черт
и качеств, необходимых для социальной
адаптации личности к современным
условиям.
Особое место
в жизни младших слабовидящих школьников
занимают подвижные игры. Они являются
наиболее эффективным средством социальной
реабилитации незрячих, средством
коррекции и компенсации нарушенных
функций. Занятия этими играми позволяют
совершенствовать прыжки, ходьбу, бег,
ловкость, прислушиваться и ориентироваться
в быстро изменяющейся игровой обстановке.
Подвижные игры вырабатывают и прививают
ряд навыков, необходимых в трудовой
деятельности и повседневной жизни. Они
развивают и укрепляют нравственные и
личностные качества, волю, настойчивость,
активность, инициативу, воспитывают
чувства коллективизма, дружбы и
ответственности за каждый поступок.
Например, подвижная игра «Невод»
позволяет совершенствовать коллективные
действия детей, а также бег, ориентировку
в пространстве. Рыбаки надевают на руки
озвученные браслеты и, взявшись за руки,
ловят остальных игроков – рыб. Игра
«Быстрей» (поиск озвученного мяча)
совершенствует бег, координацию,
развивает быстроту, ловкость. Игра
«Найди игрушку» проводится с целью
совершенствовать ходьбу с ориентированием
в пространстве на звуковой сигнал,
которым служит игрушка «неваляшка».
Традиционным
средством педагогики являются народные
подвижные игры. Испокон веков в них ярко
отражался образ жизни людей, их быт,
труд, национальные устои, представления
о чести, смелости, мужестве, желании
обладать силой, ловкостью, выносливостью,
красотой движений, стремлением к победе.
Например, русская народная игра
«Гуси-лебеди» развивает смелость,
решительность, быстроту, умение
ориентироваться в пространстве. Для
ориентации игроков, хозяин гусей звонит
в колокольчик или гремит погремушкой.
Игра «Обыкновенные жмурки» совершенствует
у слабовидящих детей слух, ловкость.
Играющие используют колокольчики или
озвученные браслеты.
Народные
подвижные игры требуют от педагога
знаний народных обычаев и традиций,
использования персонажей народных
сказок, народных считалок для выбора
водящего и распределения ролей, элементов
народных костюмов и специальной народной
терминологии. Это русские народные игры
«У медведя во бору», «Филин и пташки»,
«Горелки», «Птицелов».
Широко
используются в воспитательных целях и
игры – драматизации без предварительной
подготовки, по хорошо знакомому сюжету
сказки, которую дети знают наизусть.
«Три поросенка», «Заяц и лиса», «Маша и
медведь», «Колобок» - все эти любимые
детьми сюжеты могут разыгрываться много
раз, не надоедают детям. Организуются
они легко при наличии необходимого для
инсценировки оборудования. Это могут
быть мягкие игрушки, куклы-перчатки,
простейший настольный кукольный театр
с бумажными фигурками. Подобный «Театр»
становится ведущей формой нравственного
и эстетического воспитания. Сфера
деятельности детей при этом расширяется.
Свои инсценировки они показывают не
только друг другу, но и родителям, ребятам
из других классов. На основе общего дела
формируются правильные межличностные
отношения и коллективистские качества.
Таким образом,
игра является одним из действенных
коррекционно-развивающих средств, для
начального этапа формирования гармонически
развитой, активной личности, способной
жить в обществе.
Литература:
Анашина Н.Ю.,
Галеева Р.А., Мельченко И.В. Интеллектуальные
праздники, викторины, Дни знаний в школе.
– Ростов н Д: «Феникс», 2004.
Маллаев Д.М. Игры
для слепых и слабовидящих. М., 1992.
Пичугин
С.С.Народные игры в организации и
проведении динамической паузы. Начальная
школа. 2005. № 8.
Солнцева Л.И.
Коррекционная работа с учащимися
начальных классов школ для слепых детей.
– М.:ВОС, 1990.
|