Приветствую Вас Гость | RSS
Понедельник, 18.06.2018, 20:00

Государственное бюджетное специальное (коррекционное) общеобразовательное учреждение Республики Хакасия для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья "Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа - интернат III - IV видов"

Официальный сайт
Форма входа

Каталог файлов

Главная » Файлы » Мои файлы

Игра и ее коррекционно - развивающая направленность в воспитании младших слабовидящих школьников
[ Скачать с сервера (20.0 Kb) ] 07.11.2011, 07:49

Игра

Игра – исторически сложившееся общественное явление, самостоятельный вид деятельности, свойственный человеку.

Большинство игр связано с двигательной активностью, проявляющейся в форме творческого соревнования в постоянно меняющихся условиях, ограниченных установленными правилами.

Игра является важным условием успешного воспитания и развития слабовидящего ребенка.

Игра должна соответствовать возрасту, быть увлекательной и самое главное способствовать умственному и духовному развитию, т.е. должна быть творческой. Она способствует созданию у слабовидящих детей эмоционального настроя, вызывает положительное отношение к выполняемой деятельности, улучшает общую работоспособность, дает возможность многократно повторить одни и те же действия без монотонности и скуки.

Не каждый слабовидящий ребенок открыт к творчеству, например из-за недоразвития памяти, внимания, воображения. Поэтому для коррекции указанных недостатков разработаны развивающие игры (головоломки, оригами, словесные игры), способствующие развитию у детей мышления, способности к анализу и синтезу, коррекции эмоционально-волевой сферы, пространственных отношений, развитию конструктивных умений и творчества, воспитанию у учащихся наблюдательности, обоснованности суждений, привычки к самопроверке. Например, словесная игра «Снежный ком», непосредственно направленная на развитие памяти и внимания. Суть ее заключается в том, что в процессе игры рождается либо рассказ, либо стихотворение с повторением последнего предложения вместе с уже ранее сказанными. «Новый слой» как бы «налипает» на старую основу. Выигрывает тот, кто сумеет сочинить и повторить как можно больший фрагмент текста («скатает самый большой снежный ком»). Дети с нарушением зрения очень чувствительны, эмоциональны. Часто они не умеют играть и работать в коллективе. Игры помогают воспитывать в них чувство коллективизма, сопереживать, радоваться не только своим успехам, но и успехам своих товарищей, оценивать свои и чужие знания, сдерживать эмоции и делать выводы. Игра – метод косвенного воздействия на личность в целях коррекции поведения, в приобретении гуманных черт и качеств, необходимых для социальной адаптации личности к современным условиям.

Особое место в жизни младших слабовидящих школьников занимают подвижные игры. Они являются наиболее эффективным средством социальной реабилитации незрячих, средством коррекции и компенсации нарушенных функций. Занятия этими играми позволяют совершенствовать прыжки, ходьбу, бег, ловкость, прислушиваться и ориентироваться в быстро изменяющейся игровой обстановке. Подвижные игры вырабатывают и прививают ряд навыков, необходимых в трудовой деятельности и повседневной жизни. Они развивают и укрепляют нравственные и личностные качества, волю, настойчивость, активность, инициативу, воспитывают чувства коллективизма, дружбы и ответственности за каждый поступок. Например, подвижная игра «Невод» позволяет совершенствовать коллективные действия детей, а также бег, ориентировку в пространстве. Рыбаки надевают на руки озвученные браслеты и, взявшись за руки, ловят остальных игроков – рыб. Игра «Быстрей» (поиск озвученного мяча) совершенствует бег, координацию, развивает быстроту, ловкость. Игра «Найди игрушку» проводится с целью совершенствовать ходьбу с ориентированием в пространстве на звуковой сигнал, которым служит игрушка «неваляшка».

Традиционным средством педагогики являются народные подвижные игры. Испокон веков в них ярко отражался образ жизни людей, их быт, труд, национальные устои, представления о чести, смелости, мужестве, желании обладать силой, ловкостью, выносливостью, красотой движений, стремлением к победе. Например, русская народная игра «Гуси-лебеди» развивает смелость, решительность, быстроту, умение ориентироваться в пространстве. Для ориентации игроков, хозяин гусей звонит в колокольчик или гремит погремушкой. Игра «Обыкновенные жмурки» совершенствует у слабовидящих детей слух, ловкость. Играющие используют колокольчики или озвученные браслеты.

Народные подвижные игры требуют от педагога знаний народных обычаев и традиций, использования персонажей народных сказок, народных считалок для выбора водящего и распределения ролей, элементов народных костюмов и специальной народной терминологии. Это русские народные игры «У медведя во бору», «Филин и пташки», «Горелки», «Птицелов».

Широко используются в воспитательных целях и игры – драматизации без предварительной подготовки, по хорошо знакомому сюжету сказки, которую дети знают наизусть. «Три поросенка», «Заяц и лиса», «Маша и медведь», «Колобок» - все эти любимые детьми сюжеты могут разыгрываться много раз, не надоедают детям. Организуются они легко при наличии необходимого для инсценировки оборудования. Это могут быть мягкие игрушки, куклы-перчатки, простейший настольный кукольный театр с бумажными фигурками. Подобный «Театр» становится ведущей формой нравственного и эстетического воспитания. Сфера деятельности детей при этом расширяется. Свои инсценировки они показывают не только друг другу, но и родителям, ребятам из других классов. На основе общего дела формируются правильные межличностные отношения и коллективистские качества.

Таким образом, игра является одним из действенных коррекционно-развивающих средств, для начального этапа формирования гармонически развитой, активной личности, способной жить в обществе.






Литература:

Анашина Н.Ю., Галеева Р.А., Мельченко И.В. Интеллектуальные праздники, викторины, Дни знаний в школе. – Ростов н Д: «Феникс», 2004.

Маллаев Д.М. Игры для слепых и слабовидящих. М., 1992.

Пичугин С.С.Народные игры в организации и проведении динамической паузы. Начальная школа. 2005. № 8.

Солнцева Л.И. Коррекционная работа с учащимися начальных классов школ для слепых детей. – М.:ВОС, 1990.


Категория: Мои файлы | Добавил: тигра
Просмотров: 1247 | Загрузок: 54 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Поиск
Block title
Block content

Copyright MyCorp © 2018
Бесплатный хостинг uCoz