Цели урока:
-
обучающая –вспомнить понятие «график», разновидности графиков, познакомить учащихся с этапами построения графика квадратичной функции средствами MicrosoftExcel, закрепить навыки решения неравенств второй степени с одной переменной, расширить представление учащихся о возможных сферах применения электронных таблиц, показать применение приобретенных знаний из других дисциплин в информатике.
-
развивающие –развивать познавательные и исследовательские способности, развитие навыков и умений практического применения электронных таблиц в решении конкретных задач, развивать и отработать умение анализировать.
-
воспитательные– воспитать интерес к предмету, к программе MicrosoftExcel.
-
коррекционные- развитие внимания, слуховой памяти и речи учащихся через упражнения о загаданном числе, через проведение физминутки; ориентирование в малом пространстве при нахождении конвертов с заданием.
Задачи урока:
-
показать этапы построение графиков средствами MicrosoftExcel;
-
рассмотреть несколько примеров построения графиков средствами MicrosoftExcel;
-
воспитать интерес к. предмету и к программе MicrosoftExcelв частности.
Тип урока: урокизучения нового материала.
Вид урока:комбинированный.
Форма проведения урока: рассказ, практическая работа, самостоятельная работа.
Форма работы учащихся: коллективная работа, индивидуальная работа.
Технология: ИКТ, проблемное обучение, интегрированный урок «математика+информатика»
Подготовка кабинета:
План урока.
-
Организационный момент – 1 мин.
-
Актуализация и проверка усвоения изученного материала – 5 мин.
-
Объяснение нового материала – 16 мин.
-
Физкультминутка – 5 мин.
-
Самостоятельная работа за компьютером (закрепление изученного материала)- 15 мин.
-
Домашнее задание – 1 мин.
-
Подведение итогов – 2 мин.
Ход урока
Этапы урока |
Действие учителя |
Действия учеников |
Организационный момент
Учитель приветствует учащихся, проверяет их готовность к уроку.
|
Здравствуйте, ребята! Сегодня на уроке мы продолжим знакомиться с электронными таблицами и рассмотрим еще один способ практического применения электронных таблиц в решении конкретных задач. Тема нашего урока «Построение графиков средствами Microsoft Excel»
|
Записывают тему урока в тетрадь
|
Актуализация знаний.
|
На предыдущих уроках мы с вами познакомились с таким программным обеспечением как электронные таблицы Microsoft Excel. Давайте вспомним основные понятия, используемые в электронных таблицах.
Рассмотрим пример на экране и ответим на вопросы:
- Число 4 находится …строке, … столбце, в ячейке с адресом…
- Значение ячейки С1 …
- Значение ячейки D1 …
- Чему будут равны значение ячейки С2 и D2, если скопировать в них соответственно ячейки С1 и D1? |
Учащиеся перечисляют понятия (лист, книга, строка, столбец, ячейка, диапазон, формула) и отвечают на вопросы учителя.
2-ая строка, 2 столбец,
B2
3
12
C2=1, D2=16 |
Объяснение нового материала
|
Вернемся к теме урока. Что такое график и при решении каких задач его удобно использовать? На этот вопрос нам и предстоит сегодня ответить.
Понятие график вам знакомо из курса математики.
Переменная величина y называется функцией переменной величины x, если каждому значению x соответствует определенное значение y.
Графиком называется множество всех точек плоскости, координаты которых (x, F(x)).
Вами в школьном курсе математики были рассмотрены графики линейной функции, квадратичной функции, обратная пропорциональность, функции и y=xn.
А сегодня мы рассмотрим построение графика квадратичной функции с помощью электронных таблиц.
Фронтальный опрос
-
Назовите общий вид квадратичной функции? (у=ах2+вх+с, где а, в, с – некоторые числа, а не равно нулю)
-
Что является графиком этой функции? (парабола)
-
Расскажите как располагается парабола относительно оси Ох. (работа по карточкам №1)
Назовите номера заданий, где верное решение?
Назовите номера заданий, где функция положительная, отрицательная, неотрицательная?
Назовите номера заданий, где коэффициент положителен, отрицателен?
Задача №1.
Построить график функцииу = x2-2x-8
(работа по карточкам№2)
Что вы можете теперь сказать про эту функцию?
Задание:
-
Не строя график найдите координаты точки пересечения графика с осью абсцисс.
-
Найдите значения х, при которых f(x)>0, f(x)<0
-
Заполняем электронную таблицу (Приложение – карточки)
|
В тетрадь
В тетрадь
Квадратичная, график-парабола, область определения D(y)= R,
область значений E(y)=[yв;),
а=1>0 ветви вверх
для построения точного графика необходимо брать точки значения x, которых незначительно отличаются друг от друга
Выполняют работу на компьютере
Ветви параболы будут направлены вниз и изменится область значений на E(y) = (;yв], |
Отвлечемся немного от урока и отдохнем
Самостоятельная практическая работа за компьютером
Учитель проводит консультирование, отвечая на вопросы учащихся
|
Офтальмологическая пауза:
Упражнение на развитие внимания и слуховой памяти с закрытыми глазами:
-
Задумайте число
-
Прибавьте к нему 3
-
Результат умножьте на 2
-
Прибавьте 4
-
Отнимите задуманное число
-
Прибавьте 5
-
Отнимите задуманное число
При правильно названном числе откройте глаза:
-
У вас получилось 17
-
У вас получилось 20
-
У вас получилось 15 (правильный ответ)
А теперь выполним упражнения для глаз (презентация прилагается)
А теперь попробуйте построить самостоятельно графики функций (работа по карточкам № 3)
|
Выполняют самостоятельно работу на компьютере
. |
Домашнее задание
|
Домашним заданием для вас будет построить график линейной функции у=2х-3 |
|
Подведение итогов
Выставление оценок. |
Одной из целей урока было показать вам, где и как еще можно применять электронные таблицы. Надеюсь, что эта цель была достигнута и в дальнейшем, когда вам необходимо будет отражать математические или экономические показатели, вы вспомните, что это удобно и быстро можно делать средствами Microsoft Excel.
Благодарю всех за урок |
|
Литература
-
Семакин И.Г., Залогова Л.А., Русаков С.В.. Шестакова Л.В. Информатика и ИКТ. Базовый курс: Учебник для 9 класса. - М., Лаборатория Базовых Знаний «Бином», 2007;
-
Семакин И.Г., Шейна Т.Ю. Преподавание базового курса информатики в средней школе. Методическое пособие для учителей. - М, Лаборатория Базовых Знаний «Бином»,, 2006;
-
Богомолова О.Б. Практические работы по MSExcelна уроках информатикиМ., Лаборатория Базовых Знаний «Бином», 2007.
|
A |
B |
C |
D |
E |
F A |
G |
H |
I |
J |
K |
L |
M |
N |
O |
1 |
X |
-6 |
-5 |
-4 |
-3 |
-2 |
-1 |
0 |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
2 |
Y |
=B2^2-2*B2-8 |
=С2^2-2*С2-8 |
16 |
7 |
0 |
-5 |
-8 |
-9 |
-8 |
-5 |
0 |
7 |
16 |
27 |
|
A |
|
C |
D |
E |
F A |
G |
H |
I |
J |
K |
L |
M |
N |
O |
1 |
X |
-6 |
-5 |
-4 |
-3 |
-2 |
-1 |
0 |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
2 |
Y |
=B2^2-2*B2-8 |
=С2^2-2*С2-8 |
16 |
7 |
0 |
-5 |
-8 |
-9 |
-8 |
-5 |
0 |
7 |
16 |
27 |
|