Приветствую Вас Гость | RSS
Четверг, 25.04.2024, 18:22

Государственное бюджетное специальное (коррекционное) общеобразовательное учреждение Республики Хакасия для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья "Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа - интернат III - IV видов"

Официальный сайт
Форма входа

Каталог файлов

Главная » Файлы » Мои файлы

Психолого-педагогические особенности детей младшего школьного возраста с депривацией зрения
[ Скачать с сервера (58.5 Kb) ] 12.04.2011, 12:21

Спивак Т.А., учитель начальных классов

РГОУ "Специальная (коррекционная)

общеобразовательная

школа-интернат III, IV видов",

г. Абакан.


Психолого-педагогические особенности детей младшего школьного возраста с депривацией зрения.


В ходе антропогенеза у человека сформировалась сложная система анализаторов, обеспечивающая поступление необходимой для нормальной жизнедеятельности информации из внешнего мира. В этой системе на первый план выступают зрительная, слуховая и тактильно-кинестезическая системы. При этом следует иметь в виду, что в данном комплексе анализаторов ведущая роль в процессе чувственного отражения принадлежит зрению.

Человеческий глаз обладает замечательной способностью ориентироваться в окружающем его мире, выделяя отдельные предметы и пространственные отношения между ними по их освещенности.

Зрительные восприятия – наиболее «опредмеченные», объективированные восприятия человека. Именно поэтому они имеют очень большое значение для познания и для практического действия.

Зрительные ощущения и восприятия также являются неисчерпаемым источником эстетических переживаний.

С помощью зрения человек следит за правильностью выполнения действий. Так, например, при формировании навыка письма контроль движений руки нормально видящий ребенок осуществляет визуально. Слепой в этом случае следит за правильностью движений с помощью руки. Это обстоятельство существенно осложняет и затрудняет выработку данного навыка.

Очевидно, что частичная, а тем более полная потеря зрения влечет за собой серьезные потери в области чувственного отражения.

Результаты отрицательного влияния нарушенных зрительных функций на развитие и проявления психики слепых и слабовидящих имеют как количественный, так и качественный характер. [3]

Количественные изменения наблюдаются главным образом в сфере чувственного познания: у слепых и слабовидящих сокращаются или полностью выпадают зрительные ощущения и восприятия, соответственно уменьшается количество представлений, ограничивающих возможности формирования образов воображения.

Что касается качественных особенностей психики лиц с депривацией зрения, то они проявляются почти во всех областях психической деятельности: изменяется система взаимодействия анализаторов, возникают специфические особенности в процессе формирования образов, понятий, речи, нарушается соотношение образного и понятийного в мыслительной деятельности, наблюдаются отдельные изменения в эмоционально-волевой сфере и т.д.

Нарушение зрительных функций оказывает серьезное влияние на развитие психики в связи с той огромной ролью, которую играет зрение в жизни человека. У лиц с глубокими нарушениями зрения сокращаются или полностью отсутствуют зрительные ощущения и восприятия, что приводит к уменьшению количества представлений, снижает возможности развития мышления, речи, воображения. Наблюдается снижение психической активности, возникают изменения в эмоционально-волевой сфере и ориентировочной деятельности. Причем, в наибольшей степени данные особенности проявляются у незрячих с рождения детей и детей, потерявших зрение в период формирования речи, и наименее они выражены у слабовидящих.

Нарушение зрения оказывает негативное воздействие на развитие всех психических функций слепого и слабовидящего ребенка, психические процессы приобретают своеобразие как в процессе формирования, так и в результате их реализации в соответствующей деятельности.

Восприятие - это психический процесс отражения в созна­нии человека совокупности свойств предметов или явлений при их непосредственном воздействии на органы чувств (анализа­торы). [4]

С помощью глаз человек воспринимает освещенность, цвет, величину, форму предметов, определяет движение и направле­ние движения предметов, ориентируется в пространстве.

При нарушении зрения происходит сокращение и ослабле­ние функций зрительного восприятия у слабовидящих и частичновидящих или полное прекращение восприятия у лиц с полной потерей зрительных ощущений.

У слабовидящих детей наблюдаются трудности при опозна­вании рисунков и предметов. Выявлены следующие нарушения восприятия рисунков: замедленность обзора, неточность, про­пуск деталей изображения. [4] Вследствие неяс­ного восприятия отдельных элементов и неточности представ­лений нередко формируются ошибочные версии относительно изображенного на рисунке. Рассматривание слабовидящими рисунка по частям затрудняет осмысливание его содержания, нарушает восприятие пространственных отношений между изображенными на нем предметами (М.Б. Эйдинова). Резкое снижение скорости зрительного восприятия геометрических фигур, цифр, буквосочетаний установлено при частичной атрофии зрительных нервов, дегенерации желтого пятна, афакии, вторичной катаракте, глаукоме. Замедленность, фрагментар­ность, нечеткость, искажение восприятия отмечаются у слабо­видящих при чтении и письме.

При чтении возникают оптикогностические нарушения, ос­новными причинами которых являются нерасчлененность зрительного восприятия, смешение сходных форм, несформированность пространственных представлений. Выявлено от­рицательное влияние снижения зрения на формирование гра­фических навыков письма. Дети часто не различают линии в тетрадях и поэтому пишут косо. Наблюдаются искажения эле­ментов букв, их неправильное расположение относительно друг друга в словах и строках, замены букв, пропуски изобра­зительных элементов. [1]

Наиболее значительное нарушение зрительного восприятия наблюдается при остроте зрения 0,2 и ниже. Однако участие остаточного зрения в формировании зрительного образа про­должает оставаться ведущим в некоторых видах деятельности и в ориентировке в пространстве.

Внимание – это направленность психической деятельности, сознания человека на избирательное восприятие определенных предметов и явлений.

Среди особенностей внимания незрячих детей специалисты отмечают нарушение мимического выражения внимания, снижение его объема и устойчивости, расстройства переключаемости.[6]

У тотально слепых детей отсутствует реакция на новизну и качество раздражителя, например на свет и цвет. У частичновидящих она может проявляться как на новизну, так и на ка­чество раздражителя - свет, цвет, контраст. Внимание незря­чих привлекают громкие и слабые звуковые раздражители, резкий запах, неровность дороги. Особенно развито у детей с нарушением зрения слуховое, зрительное и моторное непроиз­вольное внимание. Как у зрячих, так и у незрячих и слабови­дящих детей непроизвольное внимание вызывают раздражи­тели, соответствующие значимым потребностям. [3]

Памятью называется психический процесс запечатления, сохранения и последующего воспроизведения прошлого опыта. [4] Исследования особенностей мнестической деятельности детей показали, что нарушение зрительных функций отрицательно влияет на скорость запоминания, продуктивность сохранения и качество воспроизведения. Кроме того, у слепых и слабовидящих детей отмечаются недостаточная осмысленность запоминаемого материала, низкий уровень развития логической памяти, затруднения в припоминании. Исследователи подчеркивают важную компенсаторную роль памяти у лиц с нарушениями зрения, отмечают необходимость коррекции ее дефектов и развития сохранных возможностей, например слуховой и тактильной памяти. [7]

Роль памяти при различных нарушениях зрения огромна. Это объяс­няется тем фактом, что слепой и слабовидящий должны запо­минать столько же, сколько и зрячий. Слепые и слабовидящие дети испытывают известные трудности при осуществлении ос­новных процессов памяти, хотя развитие их памяти происхо­дит по общим с нормой закономерностям.

Долгое время среди тифлопедагогов существовало представ­ление, что память у слепых развивается интенсивнее, чем у зря­чих. Объяснялось это как дополнительным высвобождением «специфической энергии» зрительного анализатора, направ­ленного на сохранение психических процессов, так и резуль­татом мнемических упражнений. В то же время некоторые ав­торы не отмечали существенных различий между памятью слепых и нормальновидящих. [4]

Память слепых и слабовидящих младших школьников характеризуется меньшей продуктивностью сравнительно с нормой, снижением запоминания наглядного материала. Эти особенности памяти слепых и слабовидящих обусловлены недостаточной полнотой, четкостью и стойкостью, низким уровнем обобщенности представлений, связанным со слабой дифференцировкой существенных и второстепенных призна­ков средств наглядности.

Мышлением называется процесс отражения в сознании человека общих свойств предметов и явлений, а также связей и отношений между ними. [4]

Формирование мышления у слабовидящих и слепых имеет ряд особенностей. Отмечаются трудности установления смыс­ловых связей между объектами, изображенными на картинке, затруднения при классификации предметов. У детей первых классов операции анализа, сравнения, обобщения сформиро­ваны в разной степени, свидетельствующей в большинстве слу­чаев об отставании в развитии мышления. Для слепых и слабо­видящих младших школьников характерно недостаточное развитие наглядно-образного и наглядно-действенного уровней мыслительной деятельности, что определяет своеобразие кон­кретно-понятийного мышления и трудности в решении математических задач. Причины этого - нарушения зрительного восприятия и ограниченный наглядно-действенный опыт. У некоторых слабовидящих и слепых нарушения предметных обобщений оказывают влияние на формирование речи, разви­тие высших корковых функций. [3]

Воображение - это одна из форм психического отражения действительности в новых, непривычных, неожиданных
сочетаниях и связях. [9]

Существуют две точки зрения на развитие воображения у слепых. Одни тифлопсихологи считают, что у незрячих воображение выражено сильнее, чем у зрячих, другие находят его менее ярким и бедным. Однако следует иметь в виду, что у лю­дей с глубокими нарушениями зрения имеется сужение чув­ственного познания, что действительно может оказывать суще­ственное влияние на реконструкцию образов воображения.[3]

Из вышесказанного следует сделать вывод. Для развития у слепых и слабовидящих творческого воображе­ния необходимо раннее и всестороннее развитие сенсорики и на ее основе создание творческих, производственных, художе­ственных, музыкальных и математических образов. У детей и взрослых людей с глубокими нарушениями зрения творческое воображение может достигать высоких результатов благодаря связи воображения не только с ощущениями, но и с мышлени­ем, речью, памятью, которые восполняют дефицит чувствен­ного отражения. Таким образом, формирование творческого воображения у лиц с глубокими нарушениями зрения зависит от развития чувственного и логического познания. Единство этих форм отражения и их своевременное формирование у де­тей создает предпосылки для высокого развития творческого воображения у слепых и слабовидящих.

При ограниченном сенсорном развитии у детей с нарушениями зрения воображение выполняет компенсаторные функции, восполняя восприятие и чувственное познание. При помощи воссоздающего воображения, с участием оставшихся анализа­торов и словесных описаний незрячие формируют и создают образы объектов, которые не были доступны им при непосредственном ощущении или восприятии. [12]

Нарушения зрения в определенной мере ограничивают воз­можности развития творческого воображения. Однако благо­даря компенсаторным механизмам и восстановлению сенсор­ного развития, логическому (понятийному) мышлению, а также активному функционированию других психических функций (представлений и памяти) слепые и слабовидящие могут достигать значительных результатов. Воображение, как мотив деятельности, играет главную и существенную роль в процессах компенсации зрения и становления личности.

Речь – это процесс практического освоения человеком языка в целях общения с другими людьми. [4]

Речь у незрячих детей, помимо своих основных функций, выполняет особую, компенсаторную функцию, так как о многих предметах и явлениях дети с нарушениями зрения могут получить представление только

при помощи речи. Специфика речевого развития слепых и слабовидящих проявляется в сниженной динамике накопления языковых средств, своеобразии содержания лексики и соотношения слова и образа, а также в некотором отставании формирования речевых навыков и языкового чутья. Вместе с тем обогащение речевой среды, развитие слуховой памяти и слухового внимания способствуют развитию речи ребенка и достижению им нормативного уровня речевой деятельности, в том числе в овладении письменной речью, которую незрячие дети осваивают по системе Брайля (выпуклого шеститочия).

Исходя из вышесказанного, органический дефект, нарушая познавательную деятельность и ограничивая социальные контакты, может привести к целому ряду отклонений в формировании и развитии личности слепых и слабовидящих детей в целом. К личностным особенностям детей относятся изменения в динамике потребностей, связанные с затруднением их удовлетворения, сужение круга интересов, обусловленное ограничениями в сфере чувственного опыта, отсутствие или нарушение внешнего проявления внутренних состояний и, как следствие - недостаточность эмоциональной сферы.

Неблагоприятные условия воспитания (чрезмерная опека или, наоборот, недостаток внимания) детей рассматриваемой категории приводят к возникновению у них таких личностных качеств, как эгоизм, установка на постоянную помощь, равнодушие к окружающим и др. Ограниченные контакты с окружающими влекут за собой замкнутость, некоммуникабельность, стремление уйти в свой внутренний мир. Это затрудняет формирование деловых и личностных взаимоотношений с окружающими.

Основной задачей реабилитационной работы в целях интеграции индивидов по зрению в общество является установление или восстановление социальных контактов как со сверстниками, так и значимыми взрослыми людьми, расширение сферы деятельности (общественно-полезный труд, занятия спортом, музыкальным искусством и т.д.), то есть социально-психологическая адаптация.

Нарушение функций зрения отражается и на физическом развитии, что обусловлено сложностью пространственной ориентации и вызванным этим ограничением слепых в свободе передвижения.

Таким образом, перечисленные изменения в психическом и физическом развитии слепых и слабовидящих доказывают необходимость специального изучения их психики для более полного и быстрого преодоления и профилактики последствий нарушения зрения.

Однако, как показывают многочисленные исследования и практика воспитания и обучения слепых и слабовидящих, действие этих неблагоприятных факторов можно в известной мере нейтрализовать. Стимулируя в процессе специально организованного воспитания и обучения активность, перцептивные потребности, включая в деятельность сохранные анализаторные системы, можно дать развитию психики слепых и слабовидящих новое направление, приближающееся к развитию нормально видящих. Так, даже у тотально слепых можно сформировать адекватные представления и понятия, автоматизировать различные навыки, воспитать необходимые волевые качества и т.д., которые принципиально ничем не будут отличаться от нормы.






















Литература


  1. Вершинина Р.А. Обучение плоскому письму детей с остаточным зрением. – М.: ВОС, 1990.

  2. Дубровина И. В., Андреева А. Д. Психокоррекционная и развивающая работа с детьми. – М.: Издательский центр «Академия», 1999.

  3. Ермаков В.П., Якунин Г.А. Основы тифлопедагогики. – М.: Гуманит. Изд. центр ВЛАДОС, 2000.

  4. Ермаков В. П., Якунин Г.А. Развитие, обучение и воспитание детей с нарушениями зрения. – М.: Просвещение, 1990.

  5. Кулагин Ю.А. Восприятие средств наглядности учащимися школы слепых. – М., 1969.

  6. Литвак А. Г. Психология слепых и слабовидящих. – С-Пб, 1998.

  7. Литвак А. Г. Тифлопсихология. – М.: Просвещение, 1985.

  8. Немов Р. С. Психология. – М.: Просвещение: ВЛАДОС, 1995.

  9. Петровский А.В. Воображение // Общая психология. – М., 1986.

  10. Рогов Е. И. Настольная книга практического психолога - М.: Издательство Владос-Пресс, 2001.

  11. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: В 2 т.М., 1989.

  12. Рубинштейн С.Л. Экспериментальные методики патопсихологии. – М., 1970.


Категория: Мои файлы | Добавил: тигра
Просмотров: 2798 | Загрузок: 162 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Поиск
Block title
Block content

Copyright MyCorp © 2024
Бесплатный хостинг uCoz